(3022)35-34-97
komitet@upr-kult.ru
О комитете Руководство Контакты Документы Конкурсы Мероприятия
Главная   /  Памятники и памятные знаки Читы / Памятник Свято Благоверному князю Александру Невскому
Памятник Свято Благоверному князю Александру Невскому

Памятник Святому Благоверному Великому князю Александру Невскому

Памятник русскому князю, выдающемуся полководцу – Свято Благоверному Александру Ярославовичу Невскому установлен у Соборного проезда перед железнодорожным вокзалом 12 сентября 2015 г. в праздник перенесения мощей великого князя в Санкт-Петербург в 1724 г.

Инициатива создания памятника принадлежала епископу Читинскому и Краснокаменскому Евстафию. Сбором средств занималась Читинская епархия Русской православной церкви. Авторы монумента: член Союза архитекторов России, заслуженный архитектор России Виктор Иванович Кулеш, скульптор член Союза архитекторов России Леонид Викторович Кулеш при участии члена Союза архитекторов России, известного солиста фольклорного ансамбля «Читинская слобода» Александра Николаевича Авдеева и технического помощника Александра Вилюги. Высота фигуры 7 м, высота постамента 6 м, вес 2 т. Материал алюминий (авиаль) – легкий сплав, применяемый в авиации, удобный в литье и формовке. Он не темнеет и, по словам Л. Кулеша, светлость металла подчеркивает святость великого князя.

 

Символика и значение памятника многозначны и исторически выверены. Правая рука фигуры лежит на груди (около сердца). В левой руке русский воин держит хоругвь – символ христианского мира, укрепленную на длинном древке, в оригинальном ажурном исполнении и поклонение кресту. В центре полотнища изображен лик Спаса Нерукотворного, списанного со знаменитой древней русской реликвии – первой христианской новгородской иконы 12 века в собрании Государственной Третьяковской галереи. В углах полотнища изображены восьмиконечные звезды – многолучевые божественные астральные знаки, являющиеся символами света во мраке ночи и несущие информацию о том, что дальняя сибирская земля православная и на нее распространяется заступничество и покровительство России.Как известно Александр Невский был канонизирован Русской православной церковью как святой, поэтому над головой полководца установлен важнейший атрибут русской православной культуры нимб – условное обозначение святого сияния в виде фигурного многолучевого венца. Кольчуга князя имеет вид подлинного исторического плетения, так, как ее «вязали» мастера кузнечных дел в эпоху Александра Невского, что подчеркивает сложность изготовления скульптуры и профессионализм авторов. Меч, висящий на поясе слева, воссоздан по образцам исторического оружия 13 века. Элементы декора костюма, обуви и атрибутики также заимствованы из исторической эпохи спасения и объединения русских земель от иностранного владычества. Таким образом, религиозно-мифологическая основа образа Александра Невского символизирует как прочность и могущество русской земли на азиатском континенте, так и знаковость здесь высшей государственной власти.

Монумент является собственностью Забайкальской митрополии.

Текст И. Куренной

Фотографии И. Куренной, Ю. Ревякина, Ю. Антиповой

Свято Благоверный князь Александр Невский

(ок. 13 мая 1221, г. Переславль-Залесский – 14 ноября 1263, Городец)

 

Князь новгородский (1236–1251), тверской (1274–1252), киевский (12491263), великий князь владимирский (с 1252), полководец. Второй сын переяславского князя (позже великого князя киевского и владимирского) Ярослава Всеволодовича и торопецкой княжны Ростиславы Мстиславны. Одержал победы над шведами в Невской битве и рыцарями Левонского ордена в Ледовом побоище. Во время своего правления отстоял независимость Руси от католического Запада, а в отношении монгольского владычества показал себя тонким дипломатом, сохранившим Русскую землю.

В 2000-х гг. в отношении русского полководца стали распространяться мифы о его пребывании в забайкальских землях во время пути в Каракорум в 1247 (1248) г. В действительности, когда князь с дружиной и братом Андреем был вынужден отправиться в Монголию для получения у хана ярлыка на княжение, то путь его проходил не через Сибирь, о существовании которой еще на Руси не знали, а через Среднюю Азию, джунгарские, китайские и монгольские земли к реке Орхон, которая протекает ниже современной Читы по прямой на юго-западе в пределах более 1000 км.

 

 

 

Синдром желаемого факта

(Опыт историографического эссе)

 

И.Г. Куренная, к.и.н.

 

Неожиданным образом для Забайкалья возникло обстоятельство, исторически связавшее край с Русью середины 13 в., тех времен, когда страна с небывалой тяжестью поднималась из руин, в которые повергло ее вторжение монголов. И хотя смертельная опасность уже отступала, монгольское нашествие резко изменило государственную структуру Руси. На этот исторический отрезок времени пало правление великого князя Александра Невского, личность которого сегодня в России пользуется повышенным вниманием. В последние годы с учетом современных знаний о Святом Благоверном князе опубликован ряд новых исторических исследований, а в ряде городов – Санкт-Петербурге, Усть-Ижоре, Новгороде, Курске, Псковской области и Чите ему воздвигнуты памятники. О полководце как герое местной истории заговорили в регионах. Не явился исключением и наш обширный, делающий попытку всмотреться в глубь столетий край.

Согласимся, в современной России, в том числе Забайкалье русского полководца и государственного деятеля Александра Невского чтят особо. Его имя еще до революции наши предки неразрывно связали с Читой как ее небесным покровителем. Великий князь считается также покровителем забайкальских пограничных земель, его святость распространяется на самую продолжительную в Россию и не изменяемую в течение более чем 300 лет границу с Монголией и Китаем. В связи с этим в молодом областном центре еще в середине 19 в. на Атамановской площади напротив дома военного губернатора Забайкальской области и наказного атамана была построена восковая часовня Св. Александра Невского, у которой в 1891 г. читинцы встречали наследника императорского престола Николая Романова, посетившего Читу проездом 1718 июня. На старом (историческом) гербе областного города Читы, утвержденного 12 августа 1859 г. императором Александром II присутствует алая лента Александра Невского[2]. Традиции духовной связи со Святым Благоверным князем общество бережет и в наше время. 6 декабря 2001 г. в день памяти Александра Невского епископом Читинским и Забайкальским Евстафием был заложен и освящен первый камень нового кафедрального собора Казанской Божией Матери. Правый придел иконостаса в построенном храме и сданном в эксплуатацию в 2004 г. освятили в честь святого Александра. На обзорной площадке Титовской сопки возвышается часовня Александра Невского в оригинальном архитектурном исполнении[4]. Великого князя чтят, потому что это наша великоросская гордость за деяния предков. Но, к сожалению, определенная часть забайкальского общества одному из главных персонажей отечественной истории 13 столетия стала приписывать несуществующие исторические факты. В последние годы в периодической печати и интернет-источниках проскальзывает информация, что Невский посещал Читу во время своего визита в ставку монгольского хана в 1247 (1248) г. В начале 2000-х гг. об этом первыми заговорили региональные СМИ: «Все больше забайкальцев узнает и о том, что оказывается, этот князь посещал Забайкалье, когда ездил в ставку монгольского хана за ярлыком на великое княжение»[6], «Александр Невский дважды ходил в Орду и, конечно, он проходил по нашей земле»[8]. В результате, читая «Житие» в реконструкции первоначального текста по спискам Первой редакции, выполненной известным советским ученым Ю.К. Бегуновым[10]. Цель поездки в дальний и неведомый край автором не сообщается.

Да, предположить можно, что синдром желаемого факта пребывания в Забайкалье бренда военно-патриотической тематики России Александра Невского имеет под собой почву: де, поскольку князь «ездил в ставку монгольского хана», то путь его в далекую страну проходил по Восточной Сибири и Забайкалью, то есть, так как примерно ездят в Монголию сегодня – через Наушки, Кяхту, Борзю, Соловьевск или кыринский Верхний Ульхун. Но средневековая Русь еще не имела реальных сведений о дальних границах неизвестной ей территории Глубинной Азии и мало интересовалась ими. Только в конце 13 в. в годы правления Ивана III русские целевым походом дошли до Уральских гор, перевалили их и спустились по рекам до Оби. Вплоть до 17 в. европейцы со страхом и суеверием называли земли, лежащие за Уралом – Восточной Татарией или Тартарией[12].

В 13 в. южная часть Забайкалья относилась к Монгольской империи. Об этом свидетельствуют материальные памятники, оставшиеся от монголов: остатки города (предположительно ставка племянника Чингисхана Исунке) на реке Хирхира в Приаргунье и города-дворца на реке Кондуй в Борзинском районе – резиденции монгольских феодалов, а также многочисленные погребения[14], опоясывали полмира[16]. Однако Н.М. Карамзин о Невском писал другое: «Доселе Александр не преклонял выи в Орде, и россияне еще с гордостию именовали его своим независимым князем: даже стращали им монголов»[18]. Но, отсюда с берегов Волги, по воли Батыя, в сопровождении монголов Ярославичам пришлось совершить далекий путь (почти 6000 км) в Монголию в ставку Гаюка. Несколько позже францисканский монах, посол Людовика IX к Мункэ-хану Гильом Рубрук (Rubrukvis) свидетельствовал о дальности и трудности этого пути: «невозможно передать сколько мы страдали во время пути от голода, жажды, холода и усталости»[20]. Это русского полководца Александра-то? За плечами, которого уже были выдающиеся победы над шведами, немцами и литовцами, на века, прославившие его имя.

Известие о требовании Батыя ехать Александру в Орду застало его во Владимире, куда князь приехал из Новгорода после смерти отца. Из Владимира князья со свитой направились в Сарай-Бату. Они переправились через среднюю Волгу, затем шли вдоль левого берега великой реки поволжскими степями до самой ставки. Из Орды Александр и Андрей шли к великому хану, путем, которым незадолго перед этим совершил их отец – великий князь Ярослав, а затем и родной брат Константин. Этот древний торговый среднеазиатский путь был проложен в древности византийцам и арабам, он связывал Европу и Азию, по нему монголы целыми тысячами приводили русских пленников в Китай. Впервые его описал в своей книге, изданной на латинском языке («Libelushistoricus»…), сохранившейся в нескольких редакциях, другой францисканский монах, папский агент Плано Карпини (Peono-Carpini), отправленный к «татарскому царю» в Каракорум папой Иннокентием IV с миссионерскими, а точнее разведывательными целями и бывшего там одновременно с русским князем Ярославом. В книге члена-корреспондента АН СССР М.П. Алексеева приведено свидетельство: «Итальянский хронист XIII в. Салимбене, видевший Плано Карпини в 1247 г., дает ему следующую характеристику: «Это был человек достойный (familiars), остроумный, образованный (litteratus), красноречивый и очень способный к разнообразным делам; он написал толстую книгу о том, что видел замечательного у татар и в других местах». Сочинение Карпини состоит из двух частей; в первой дается характеристика страны монголов, их нравов, обычаев, истории; вторая представляет рассказ о совершенном им путешествии[22]. Маршрут русских князей от Сарай-Бату до Каракорума, кроме рукописи Карпини, восстановлен еще по нескольким источникам[24]. Здесь не было городов, за исключением Омыла (Имиля), построенного кара-китаями и перестроенного Угэдэем после завоевания Кара-Китая монголами. Затем путь шел на север, вдоль южного берега бессточного соленого озера Алаколь, расположенного на востоке Казахстана. Особо сложно было «много дней» путникам идти через Тарбагатайские горы: «земля эта чрезвычайно гориста и холодна», а жители уничтожены. Последним препятствием на пути в Каракорум оставались плоскогорья Монголии, лежащие в приграничье Китая. То есть путь современного исследователя, проникающего в преддверия Тибета, может быть совершенного таким же, как и многомесячный путь Александра в столицу Монгольской империи.

Братья попали в ставку в период междуцарствия, когда в год их приезда умер великий хан Гаюк. Неизвестно даже, застал ли Александр в живых хана и видел ли его? Здесь временно правила вдова хана, найманка Огуль-Гаймыш. Именно она отдала власть на Руси детям отправленного Ярослава (по свидетельству Плано Карпини Ярослав был отравлен в ставке матерью Гаюка): Александру – великое княжение и разрушенный Киев, а Андрею – богатое Владимирское княжество. Естественно, для летописца, остававшегося на Руси, и дальний азиатский путь, и ханская ставка оставались далекими и неведомыми. Однако богатейшую обстановку ставки, ее большие торговые улицы, роскошный ханский шатер, двенадцать храмов разных религий, две мусульманские мечети и христианскую церковь описали свидетели ее посещавшие – Рубрук и Плано Карпини[26].

Таким образом, собственно на территории современной Сибири и тем более Забайкалья Александр Невский никогда не был: ни по пути следования, ни в самой его коленопреклонной, тяжелейшей нравственной миссии. Для выезда из Каракорума дипломатических пленников и посещения ими каких-то других неизвестных, дальних земель (к примеру, земель за Байкалом или других) князьям, по крайней мере, нужна была иная цель. На тот же момент никакой другой цели, кроме получения Александром и Андреем документального свидетельства власти на Руси от монголов – не было. Русскому государственному деятелю необходимо было, как можно скорее, выехать из Каракорума, уйти от грозящей в любую неосторожную минуту бесславной смерти и вернуться на родину с надеждой и мукой его ожидавшую.

Следующие свои миссии на Волгу, в Орду князь вынужден был совершить в 1252, 1258 и 1262 годах. Он старался не только удержать ордынцев от новых нашествий на Русь, но и получить поддержку могущественного Батыя при усмирении противников Руси. Одним из таких противников был Папа Римский, который пытался склонить Александра Невского к принятию католичества и хотел втянуть его в новую кровопролитную войну с монгольскими ханами. Но князь не дал вовлечь себя в политическую игру, выгодную католической верхушке. Лев Гумилев так оценил эту ситуацию: «Александру предстоял тяжелый выбор союзника. Ведь выбирать приходилось между Ордой, в которой погиб его отец, и Западом, с представителями которого новгородский князь был хорошо знаком еще со времен Ледового побоища. Нужно отдать должное Александру Ярославовичу: он великолепно разобрался в этнополитической обстановке и сумел встать выше своих личных эмоций ради спасения Родины. За беспримерные подвиги во время родной земли Русская Православная Церковь признала князя святым. … Заложенные князем традиции союза с народами Азии, основанные на национальной и религиозной терпимости, вплоть до XIX столетия привлекали к России народы, жившие на сопредельных территориях»[28]. Княжение Александра Невского, канонизированного на рубеже 13–14 вв. Русской православной церковью во всех отношениях явилось переломным в истории Отечества. Получивший прозвище Храбрый, или Невский, он при жизни признавался сильнейшим из русских князей. Даже Батыем, к которому он отправился на поклон, он был признан в качестве великого князя и в дальнейшем пользовался уважением как его самого, так и его приемников на ордынском престоле – Сартака, Улагчи, Берке.

Меняются времена, общественно-политические формации и наши взгляды на исторические события, но в отношении великого русского полководца и государственного деятеля Александра Невского нет никакого смысла в спонтанной интерпретации, поскольку пример его личной храбрости и искусной дипломатии не может быть подвергнут сомнению. Не может быть прервана и та нить, которая связывает наше духовное сознание со светлым образом святого князя Александра, тем более, что героическое прошлое страны вновь (как и в другие тяжелые времена) оказалось востребованным. Александр Невский не посещал Забайкалья, но от этого его героическая личность, масштаб фигуры не стали менее значительными и почитаемыми в нашем крае. На то она и дана нам генетическая культурная память, чтобы образ русского национального героя, а также его реальная биография и деяния не были искажены, пусть даже в желаемую сторону.

Примечания

1. Впервые герб Читы утвержден 12.8.1859 г. Высочайшим указом императора Александра II. Повторно по образцу 1859 г. был утвержден 25.4.1913 г Высочайшим указом императора Николая II с описанием «В золотом поле восьмиконечный палисад, червленый с зеленью, сопровождаемый во верху червленою буйволовою головою с серебряными глазами и языком. Щит увенчан золотою башенною короною и окружен двумя золотыми колосьями, соединенными Александровскою лентою». Внесен в Полное собрание законов Российской империи. Восстановлен Решением Малого Совета Читинского городского Совета народных депутатов 29.4.1993 г. и утвержден Постановлением главы администрации г. Чита 30.8.1994 г. Решением Думы городского округа «Город Чита» за № 177 от 15.11.2007 г. во внешние символы герба были внесены изменения – Александровская лента заменена на ленту ордена Октябрьской революции – свидетельство революционных заслуг Читы, отмеченных этим орденом в 1972 г. Внесен в Государственный геральдический регистр РФ за № 3634. Лента Александра Невского присутствует на современном гербе Забайкальского края (11.2.2009 г.).

2. В 1936 г. храм был взорван по решению Читинского горисполкома, так, по мнению властей, он не нес функциональности и мешал прохождению демонстраций на площади имени Ленина.

3. Автор проекта член Союза архитекторов Л.А. Шаликова

4. Авторы члены Союза архитекторов России В.И Кулеш и Л.В. Кулеш.

5. Чиров К. Александра Невского в Забайкалье чтят особо // Эффект». – 2004. – № 38; Авдеев С. Святой Благоверный князь в Забайкалье // Православное Забайкалье. – 2005. – 10 сент.

6. https://diletant.media/news; https://www.vesti.rudoc.

7. Вести ГТРК Чита 2015 г. 2 сент.

8. Федотов Г.П. Из книги «Святые Древней Руси» // Великий князь Александр Невский. – М., 2002. – С. 321.

9. Повести о Житии и храбрости благоверного и великого князя Александра Невского // Памятники литературы Древней Руси. XIII век. – М., 1981. – С. 426–439.

10. Чиров К. Александра Невского в Забайкалье чтят особо // Эффект». – 2004. – № 38.

11. Этимология названия «татары» до сих пор не выяснена. В исторической литературе употребляется производное от тартар – ад, подземное царство. Плано Карпини указывает в своей рукописи: «… сами же себя (монголы) называли они тартары, по имени некой реки, текущей через их землю, которую они называли Тартар». (Карпини. Указ. Соч. – С. 195). См. также Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. – М., 1989. – С. 388–389. Бытует версия, что топоним Татария или Тартария происходит от древнерусского «тартарары». Этим словом на покоренных русских землях люди в смятении и ужасе называли загадочных иноземцев (монгольских захватчиков), которые появлялись внезапно, опустошая и сокрушая все вокруг, не объявляя войны, не называя себя и говоря лишь на своем языке. В Тверской губернии, к примеру, до наших дней «тартарарами» называют неизвестность, неизвестную даль, неизвестно где, неизвестно кто, неизвестно кого. Затем татарами или тартарами стали называть всех инородцев новых земель Сибири и Дальнего Востока, а саму эту громадную территорию – Восточной Татарией или Тартарией.

12. Филюшкин А. Дойти до Поднебесной: Первые русские в Китае // Родина. – 2004. – № 10. – С. 8–12.

13. Кисилев С.В. Город на реке Хирхира (нач. XIII в.); Дворец в Кондуе // Древнемонгольские города. – М., 1965. – С. 23–58; 323–369.

14. Николай Андреевич Клепинин, русский исследователь (род. в 1899 г.), эмигрант первой волны, издавший в Париже в 1927 г. книгу, посвященную великому князю. В отечественной историографии он впервые очень кратно описал небольшой, но жизненно важный отрезок времени для судеб Руси и самого Александра Невского. В 1937 г. Н.А. Клепинин вернулся в СССР, где был арестован и затем расстрелян.

15. Клепини Н. Святой и Благоверный великий князь Александр Невский. – М.: КМПФ «Эра», 1984. – С. 113.

16. Русь, Орда и Запад в эпоху Александра Невского // Великий князь Александр Невский. – М., 2002. – С. 61.

17. Карамзин Н.М. Предания веков. – М.: Правда, 1987. – С. 287.

18. Повести о житии … // Указ соч. – С. 175.

19. Алексеев М.П. Сибирь в известиях западно-европейских путешественников и писателей XIII–XVII вв. – Иркутск, 1932. – Т. 1. – С. 15.

20. Карамзин. Указ соч.

21. Алексеев М.П. Указ. соч. – XIII в. Плано Карпини (1246 г.).

22. Там же. – С. 342–347.

23. Карпини Дж. Указ соч. – С. 66–74; Берг Л.С. Очерк истории исследования Аральского моря // Берг Л.С. Избранные труды. Средняя Азия /АН СССР. – М., 1960. – Т. З. – С. 176–177; Ядринцев Н.М. Падшие царства и исчезнувшие народы // Сибирский сборник. Приложение к «Восточному обозрению». 1891 г. – М., 1892. – Вып. 1. – С. 21–61; Клепинин Н. Указ. соч. – С. 107–108; Алекссев М.П. Указ соч. – С. 3.

24. Историко-географическая область Средней Азии (Казахстан), одна из древнейших цивилизаций. Ограничена с севера – оз. Балхаш, с северо-востока – оз. Алаколь, с юго-востока – хребтом Джунгарский Алатау, с юга – хребтами Северного Тянь-Шаня.

25. Карпини Дж. История Монгалов; Рубрук Г. Путешествие в Восточные страны. – М.: Географгиз, 1957. – 270 с.

26. Клепинин Н. Указ. Соч. – С. 113.

27. Гумилев Л.Н. От Руси к России: Очерк этнической истории. – М.: «Экопрос», 1999. – С. 127, 135.

28. Пашуто В.Т. Александр Невский. – М.: Молодая гвардия, 1975. –С. 153.

Александр Невский. Миниатюра из Титулярника царя Алексея Михайловича. 1672 г.

Древний путь А. Невского в Каракорум. Реконструкция В. Кулеша и И. Куренной по рукописи папского посланника Плано Карпини.

Иркутский фрагмент рукописи Плано Карпини. Из книги Алексеев М.П. Сибирь в известиях западноевропейских путешественников и писателей. XIII-XVII вв. (1941)

Серебряное дерево при ханском дворце в Каракоруме. Со старинной гравюры.

Восковая часовня на Атаманской площади, построенная в честь Александра Невского (2).

Восковая часовня на Атаманской площади, построенная в честь Александра Невского (1).

Исторический герб областного города Читы ПСЗ РИ (2)

Исторический герб областного города Читы ПСЗ РИ (1)

Александровская лента на гербе Читы, 1994 г.

Александровская лента на гербе Забайкальского края

Кафедральный Александро-Невский собор в Чите (1)

Кафедральный Александро-Невский собор в Чите

Кафедральный Александро-Невский собор после взрыва

Сохранившийся  иконостас из Александро-Невского собора Ныне находится в храме Иоанна Предтечи

Часовня Александра Невского в Чите

Часовня Александра Невского  в Чите

Памятник Александру Невскому в Чите

Памятник Александру Невскому в Чите

Полезные ссылки
Яндекс.Метрика
(3022)35-34-97
komitet@upr-kult.ru
© Все права защищены.
Разработано в Zab-Net